среда, 29 апреля 2015 г.

Скандальный режиссер

Я достаточно хорошо знакома с творчеством датского кинорежиссера Ларса фон Триера. Он является очень яркой фигурой в современном кино, часть зрителей и критиков готовы молиться на него, но есть люди, которые считают его выскочкой, чьи идеи, обличенные якобы в высокое искусство, в арт-хаус, на самом деле абсолютно примитивны. Слово "мизантроп" тоже часто проскальзывает в статьях, посвященных фон Триеру. В прочем, режиссер не раз давал прессе повод писать о нём подобным образом своими эпатажными высказываниями.
Я не могу составить определенное мнение о фон Триере, хотя бы потому что моё впечатление о его фильмах такое же неоднозначное, как и он сам. Некоторые его картины не вызывают у меня ничего, кроме недоумения, другие же приводят в восторг. Сам он говорил не раз, что кино должно быть неудобным. Так и есть, фильмы Ларса фон Триера неудобные, порой даже чересчур, но неинтересными их точно нельзя назвать.
Сейчас я бы хотела рассказать о моём любимом фильме датского режиссера - "Догвилль". Действие разворачивается где-то в Америке 30-х годов. Красивая девушка Грэйс (Николь Кидман) скрывается от мафии, которая по каким-то причинам преследует её. Случайным образом она попадает в маленький провинциальный городок, чьё название стало заглавием фильма. Там она встречает Тома (Пол Беттани), который соглашается спрятать её от преследователей. Мафиози, ничего не заподозрив, поехали дальше, но Грэйс понимает, что так просто они от неё не отстанут. Тогда Том, которому сразу понравилась красивая, богато одетая, интеллигентная женщина, предлагает Грэйс остановиться пожить в их городке, а если мафиози снова приедут, жители Догвилля спрячут её. Конечно, немногочисленным жителям эта идея не пришлась по душе, ведь практически они подвергали себя опасности, но всё же они согласились, при условии, что Грэйс будет выполнять какие-нибудь работы по дому, помогать каждому жителю. Девушка с радостью соглашается, она не против трудиться, к тому же она очень хочет отблагодарить людей за спасение. Она - скромная альтруистка, которая безгранично любит всех людей, и, если кто-то её обижает, её позиция - подставить другую щёку. Как вы понимаете, мизантроп фон Триер не согласен с Грэйс и готов ей доказать, что она не права - людей нельзя любить, они животные, скрытые под лоском цивилизации, их не надо жалеть, их нужно уничтожить. И в конце фильма, который несомненно шокирует, идеологический спор двух антиподов оканчивается победой фон Триера.
Поначалу милые, порядочные люди, согласившиеся дать приют бедняжке, постепенно превращаются в агрессивных дикарей, которые не смогли не поддаться соблазну - воспользоваться чужой слабостью и зависимостью. Бескорыстный труд Грэйс превращается в рабство и лишение её естественных прав человека.
Мне хочется думать, что основной посыл Догвилля не в том, что люди не достойны того, чтобы жить (хотя не удивлюсь, если чудак фон Триер так считает), а в том, что нам стоит заглянуть в себя, оглядеться вокруг. Ведь Догвилль - это не вымышленный американский городок, Догвилль - это состояние души, я бы даже сказала, диагноз, при котором человек вдруг перестаёт быть человеком, в нём нет сострадания и жалости, он может с лёгкостью воспользоваться чужим бедственным положением. Мне только очень хочется верить, что Догвилль живёт не в каждом человеке и уж тем более что его нет во мне.
Идея, в принципе, понятна, хотелось бы отметить исполнение. Ларс фон Триер создал картину в жанре датский минимализм - минимум декораций, минимум визуальных эффектов. Что уж и говорить, дома в Догвилле не имеют стен, а весь съёмочный процесс, кажется, проходил в одном просторном помещении. Поначалу это может удивить, но позже становится понятно, что таким образом больше внимания уделяется диалогам героев, их поведению. К тому же создаётся впечатление замкнутого мирка, из которого некуда бежать.
Для меня этот фильм стал культурным шоком, но я могу точно сказать, что на фоне неоднозначности Ларса фон Триера "Догвилль" мне однозначно нравится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий